Психологические основы деятельности и личности
Основным условием для гармоничного развития личности является деятельность. В самом общем понимании слова, под деятельностью подразумевают направленность индивида на какую-либо активность, как внутреннюю, так и физическую. Уникальность человеческой психики заключается, прежде всего, в умении реализовывать свои действия в голове, что является отличительной психологической чертой.Психологические основы деятельности зарождаются в детстве, когда ребенок сначала учиться совершать действие, а после способен эту же операцию произвести в уме, при этом постепенно добавляются новые способности, преобразование предметной активности во внутреннюю. В результате такой особенности психики человек может пользоваться, как собственными знаниями, так и опытом прошлых поколений людей.
Если говорить о структуре деятельности человека, то основными элементами здесь являются:
- Цель – осознанное желание достичь конечного результата;
- Мотивы – объясняют причины, по которым личность хочет достигнуть определенной цели, что побуждает человека двигаться по намеченному плану;
- Действие подразумевает системное выполнение текущих задач, которые возникают в процессе достижения намеченной цели.
Виды деятельности личности
Личность очень часто в жизни предстает, как продукт общественных отношений. При этом человек одновременно выступает и, как субъект (активный индивид) и, как объект (пассивная личность) взаимоотношений с обществом независимо от вида деятельности.Общение в социальной группе приводит к взаимодействию личностей, они начинают влиять друг на друга, появляется общее мнение, развивается социальная установка. Психологические особенности такой коммуникации людей указывают на определенные виды деятельности, как правило, это или мотивационная сфера, или профессиональная.
В психологии выделяют основные виды деятельности личности:
- труд – создание общественно полезного материального блага;
- творчество – производство совершенно нового оригинального продукта на благо человечества;
- учеба – приобретение различных знаний и умений для последующего полезного применения в профессиональной сфере;
- игровой вид деятельности связан с познанием окружающего мира посредством любых игровых форм, в том числе и в виртуальном пространстве.
Учеными давно замечено, что психологические характеристики темперамента и особенности профессиональной деятельности личности должны сочетаться друг с другом. Если труд не доставляет морального и нравственного удовлетворения, то снижается выработка материальных благ, человек не чувствует себя на своем месте, начинаются поиски себя, а также снижается стимул к активной работе. Что приводит к выводу о том, что не всякая трудовая деятельность развивает личность, требуется найти работу, которая будет затрагивать весь потенциал индивида.
Если кратко подвести итоги по теме личность и деятельность человека, то можно заметить, что любая активность индивида развивает умения. Отсутствие какой-либо деятельности приводит к постепенному снижению психических функций, начинается деградация личности. Например, люди, которые долгое время не занимались работой на профессиональном уровне, теряют навыки, им приходится восполнять знания посредством обучения. Лишение индивида любимого занятия приводит к потере смысла собственного существования и к депрессии.